Главная » Статьи » Мои статьи |
Все о паркуре
Паркур (от французского Parkour, видоизмененный военный термин Parcours du combatant – буквально «полоса препятствий») – это совокупность навыков владения собственным телом, эдакий сплав из легкой атлетики, акробатики, скалолазания и боевых искусств. Людей, занимающихся паркуром, называют трэйсерами (от французского traceur, что означает «человек, прокладывающий новые пути»). Мир без преград. Трейсер, опаздывая на автобус, бежит по прямой Мир расчерчен и поделен на участки: пешеходные полосы, светофоры, кварталы, границы… Но для некоторых людей эти законы не работают. Те, кто называют себя трейсерами (от франц. traceur — прокладывающий путь), легко преодолевают все препятствия. В прямом смысле. Скамейки, заборы, гаражи и прочие “помехи” на пути они просто-напросто перепрыгивают, прокладывая свой собственный путь, рисуя его по бетону и асфальту, деревьям и скалам. Молодой человек по имени Саня Алешин только что вернулся из ЮАР, где снимался в рекламе сотовой связи вместе со своей спортивной командой. Из-за этого путешествия герой завалил сессию и может вылететь из вуза. Но Саню это ни капли не смущает. На наш удивленный вопрос: “Почему?”, парень, как мальчик из “Матрицы”, с уверенностью отвечает: — Нет границ, есть лишь препятствия. Все можно исправить. — Чем паркур тебя так привлек? — спрашиваем мы. — Когда я первый раз увидел видеоролик с трюками трейсеров, это было ново и практически никому неизвестно и очень интересно. Мне всегда нравились экстремальные виды спорта, и я решил попробовать. Сначала самые базовые упражнения, потом вместе с друзьями перешли к сложным трюкам. Паркур — спортивная дисциплина, суть которой заключается в преодолении препятствий, а главная идея — преодоление страха. Трейсер сканирует местность и сразу определяет, какие отверстия в стенах можно преодолеть, и пропасти, которые могут остановить. Развития в паркуре можно добиться только с надежной группой людей. Поэтому основное правило — “один за всех и все за одного”. — Чем паркур отличается от простого детского лазанья по гаражам? — Само название происходит от французского слова parkour “полоса препятствий”. Основатель паркура — Давид Белль был буквально одержим идеей пройти везде, где только вздумается. Паркур — не экстремальный вид спорта, да и вообще-то, в принципе, не спорт. Это внутреннее восприятие человека окружающего мира. Для нас это город без границ и препятствий. В какой-то степени наша дисциплина — это философия, которая включает в себя легкую атлетику, боевые искусства, скалолазание и акробатику. Каждый человек вкладывает что-то свое в понятие паркура. Для меня это, прежде всего, помощь людям, оказавшимся в беде, и постоянный прогресс, самосовершенствование. Сила и правильное её применение — необходимое условие сохранения своей жизни и жизни человека, которому может потребоваться твоя помощь. Умение быстрее других оказаться там, где ты необходим, и есть показатель твоих способностей и уровня. — Получается, трейсеры — это “скорая помощь” на ногах? — Ну, в какой-то степени… Все ребята прошли курсы по оказанию первой помощи, это очень важно, поскольку при травмах нужно действовать молниеносно. Но мы стараемся совершенствоваться не только физически, но и духовно. Поскольку конечной точки совершенства нет, можно все время к чему-то стремиться и развивать свои способности. — Французский альпинист-экстремал Алэн Роббер, известный как “человек-паук”, ваш ближайший соратник? — Ну, нет. У него совсем другая идея — преодоление вершин. Насколько я знаю, он на 60% недееспособен, можно сказать, инвалид. У этого человека сломано все, что только можно. — Опыт занятий спортом у тебя был? — Да, я занимался спортивной гимнастикой и гандболом. Но, если честно, новичку в паркуре будет тяжело, особенно если нет спортивной подготовки. Важно постоянно тренироваться, тогда все получится. Есть разные люди — кто-то склонен к занятиям спорту, и его организм более готов к нагрузкам, кому-то тяжело заниматься. Поэтому для начала надо развивать мышцы Паркур — это не только бег по городу, мы еще тренируемся в залах, всегда держим себя в тонусе. Если ты не уверен, что сможешь выполнить тот или иной трюк, лучше и не пробовать. Иногда стоит занизить планку своих возможностей и отрабатывать трюки в залах, где есть страховка, потому что упражнения на улице травмоопасны. В принципе, любой человек может заняться паркуром, главное — определить, что значит паркур для тебя. Физическая форма не всегда важна, главный критерий — ловкость. Человек может быть не очень сильным, но юрким и ловким. Такой трейсер намного лучше владеет своим телом, чем накаченный парень. — С самого начала трейсеры открещивались от спорта… — Когда паркур только появился, многие думали, что это уличная акробатика. На самом деле у нас нет соревнований. Развиваясь в паркуре, каждый трейсер проходит тренировки в целом ряде спортивных направлений, часто даже не задумываясь над этим. Поэтому паркур — это скорее спортивная дисциплина, объединяющая многие виды, привносящая новые направления в тренировочный процесс. Больше всего трейсеры не хотели бы быть похожими на современную спортивную организацию, где все замешано на деньгах, где подкуп — привычное дело. Неважно, сколько ты зарабатываешь, какой у тебя цвет кожи или как долго ты тренируешься. В паркуре есть и подростки, выросшие в бедности, и солидные бизнесмены, причем общаются эти люди на равных. Между прочим, зачастую юнец может тренировать взрослого человека. — Как думаешь, паркур станет официальным видом спорта? — В принципе, уже становится, попсеет. — Это хорошо или плохо? — Лично мне кажется, что в этом нет ничего плохого. Другое дело, что многие ребята пытаются повторить трюки бездумно, насмотрятся роликов известных команд и не понимают, что запросто можно заработать серьезную травму. — Какую самую серьезную преграду ты преодолел? — Я различаю преграды в физическом и моральном плане. Жизненные проблемы, естественно, всегда тяжелее физических. Я не разграничиваю преграды по сложности, всегда стараюсь быть собранным, чтобы никому не навредить, не психануть, быть уравновешенным. Это не значит, что мы все ходим такие серьезные, загруженные, но в основном трейсеры сконцентрированы. Мне интересны восточные боевые искусства, где люди были настолько сильны духом, что творили совершенно непостижимые вещи. Путь самураев — это нечто потрясающее. — Есть у трейсеров любимый музыкальный стиль? — Определенных стилей нет ни в музыке, ни в одежде, потому что какой-то конкретный стиль — это своеобразная граница. Но в большинстве мы слушаем рок. Мне, например, нравится французский рэп, панк-рок, жесткая, альтернативная музыка. — В толпе ты можешь узнать “своих”? — Конечно, по одежде. В рубашке и галстуке человек менее подвижен, поэтому трейсеры предпочитают одежду, не сковывающую движения. А так, мы обычные люди, ничем в толпе не отличаемся. — Как правило, у экстремалов вечные проблемы с милицией… — Да уж, очень часто случаются. В Европе, например, к паркуру лояльное отношение. Тайланд так вообще идеальное место для трейсеров, там полиция стоит и восхищается прыжками. В Москве около полутора тысяч трейсеров, и, я думаю, многие из них уже общались с милицией. Если честно, не столько даже милиция составляет проблему, сколько бдительные граждане и частные охранные агентства. Мы стараемся выбирать нейтральные места — не частную собственность и не жилые дома. Потому что стоит начать тренировку где-нибудь поблизости домов, сразу начинается: “Вандалы, хулиганы”… Стражи порядка приезжают сразу, думают, мы террористы. — Помогает ли паркур в повседневной жизни? — Конечно. Опаздываешь, например, на автобус. Обычный человек бежит так, как привык, а трейсер — по прямой: через заборы, машины, гаражи-ракушки. Понятное дело, я не буду перелезать через небоскреб, но невысокие препятствия — легко. — Зачем ваша команда постоянно выезжает за границу? Здесь уже все изучили? — Не в этом дело, все трейсеры в мире общаются, обмениваются опытом. С помощью интернета мы приглашаем друг друга в гости. Просто нам повезло, у нас есть возможность ездить по миру. Наша федерация была в Париже, где мы познакомились с основателем, Давидом Беллем. Пожалуй, мечта каждого трейсера — съездить во Францию, ведь именно там паркур существует уже двадцать лет. — Родители, наверное, не одобряют твоего увлечения? — Боятся, конечно. Но они понимают, что мы не прыгаем со второго этажа вниз головой, инстинкт самосохранения у нас все-таки присутствует. Так что родители понимают меня. Многие элементы, которые вы тренируете, постепенно и прогрессивно создают вам невероятную физическую подготовку в равной степени помогая идти к достижению более конкретных и высоких целей. Паркур это возможность навигации в мире, безопасного и беспрепятственного передвижения в окружающей среде. Я собрал все основы паркура, которые хотел бы обсудить с вами на станицах моего руководства. Этот справочник по паркуру является своего рода руководством из цикла „как начать“. Я постараюсь изложить прогрессивный подход к упражнениям и описать правильную технику, что повысит вашу безопасность и эффективность движения в различных проблемных ситуациях». Современные города – это каменные джунгли со своим ломаным ритмом жизни. Стены, заборы, тротуары, ступени, перегруженные транспортом магистрали, где постоянно возникают автомобильные пробки... Все, что нас окружает, – деревья, заборы, машины, стены, крыши домов – может являться препятствием. Но любое препятствие можно преодолеть, все зависит только от физических возможностей и атлетической подготовки человека. В сущности, в этом и заключается основная идея паркура – искусства перемещения. И споконвеков человек стремился передвигаться быстрее. Первобытные люди преследовали добычу либо спасались бегством, чтобы самим не стать добычей. Можно вспомнить ниндзя, ночных воинов средневековой Японии, которые использовали специальную систему перемещения и преодоления препятствий, очень похожую на паркур. Начиная с XIX века полоса препятствий входит в курс обучения военных и пожарных. В современном виде паркур появился сравнительно недавно – в 1987 году. Основателем движения является Дэвид Бэлль. Он родился в 1973 году в городке Фекам, Нормандия. Первые 14 лет своей жизни он воспитывался дедом Гильбертом Киттеном, бывшим старшим сержантом пожарных войск. Отец Дэвида, Раймонд Бэлль, служивший некогда солдатом французской армии во Вьетнаме, также работал в пожарных войсках Парижа и был выдающимся спортсменом. В 1993 году Дэвид поступил на службу в военный пожарный отряд, где мог использовать свои физические данные и на протяжении нескольких лет совершенствовать свое искусство. В 1997 году Бэлль создал команду «Ямакаси», о которой в 2001 году снял одноименный фильм Люк Бессон. Картина положила начало развитию эры паркура в мире, о движении узнали и заговорили. Люк Бессон предлагал Бэллю сняться в этом фильме, но Дэвид отказался, мотивируя это тем, что сценарий фильма не соответствует философским идеям паркура и преподносит его в негативном качестве (использование навыков паркура для ограблений). Правда, в 2004 году Дэвид Бэлль все же исполнил главную роль в картине «13 район». Примечательно, что у города Лисс, где проходили съемки большинства сцен этих фильмов, есть свои архитектурные особенности. Невысокие дома и узкие улицы дают возможность передвигаться по городу, используя исключительно эффективную технику прыжков по крышам. Неудивительно, что именно там зародился паркур. Теперь Лисс – это мекка всех трэйсеров. Главное – участие… и обувь В кругу людей, занимающихся паркуром, принято считать, что это не спорт и не экстрим. Паркур стремится стать «абсолютным» видом спорта благодаря типу мышления, который формируется у тех, кто им занимается, и благодаря навыкам, которые он развивает. Те, кто считает паркур экстримом, ошибаются. В переводе с английского extreme означает «крайность» и подразумевает риск на грани возможного. При том, что многие элементы паркура выглядят для обывателя опасными, выполняются трэйсером с легкостью. Ни один опытный трэйсер не будет делать то, в чем не уверен (за исключением действительно экстремальных ситуаций, когда необходимость принять мгновенное решение продиктована обстоятельствами). Заниматься паркуром может любой, было бы желание и здоровье. В основе философии лежит идея духовного и физического самосовершенствования. Паркур сложно отнести к спорту, потому что во многих видах спорта основной идеей является соревновательный фактор, который в паркуре отсутствует. Единственное соревнование, которое допускает паркур, – это соревнование с самим собой в преодолении страхов. Отказ от вредных привычек и ведение здорового образа жизни не обсуждаются. В паркуре существуют прикладные направления – это билдеринг (лазание по зданиям) и стритстантс (уличные трюки и акробатика). Принципиально не используются какие-либо приспособления, защитное снаряжение и страховка. Важнейшей частью экипировки трэйсера является обувь. К ее выбору нужно подходить ответственно, ведь именно от качества обуви во многом зависит безопасность во время выполнения какого-либо сложного элемента. Для паркура подходят не любые кроссовки – в первую очередь внимание уделяется подошве, она должна быть монолитной из мягкой и цепкой резины с хорошим коэффициентом трения и хорошо выраженным протектором. Кроссовки в паркуре – это расходный материал, самые качественные выдерживают около трех месяцев активных тренировок. Достаточно неплохо зарекомендовали себя кеды, но из-за тонкой подошвы они очень быстро приходят в негодность. Что касается одежды – здесь все зависит от вкуса трэйсера. Единственное условие – удобство. Подойдет любая спортивная одежда, которая не мешает и не стесняет движений. Очень сложно заниматься паркуром в одиночку, поэтому трэйсеры объединяются в группы. Развития можно добиться только с группой людей, на которых ты можешь полагаться. Они смогут помочь освоить новый элемент, указать на ошибки, которые всегда виднее со стороны, подстраховать, вовремя оказать медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость. Стереотипы и заблуждения Травматичность. Большинство моих знакомых, посмотрев тренировки или видеоролики трэйсеров, как правило, говорят что-то вроде: «Они когда-нибудь поубиваются» или «Наверное, постоянно кости ломают». Стандартный набор фраз. Да, в паркуре не используется защитное снаряжение, как в других видах уличного экстрима вроде роликов или BMX. Но это делается потому, что подобное снаряжение снижает подвижность и зачастую просто мешает. Тренировки проводятся на улице, в естественной среде, на настоящих бетонных или каменных препятствиях, и приземляются трэйсеры на жесткий асфальт. Случаются и падения. Но... По статистике травм в паркуре гораздо меньше, чем в любом профессиональном спорте. Именно потому, что трэйсер полностью уверен в том, что он делает. Каждое движение отточено до уровня рефлексов. Прыжки по крышам. Благодаря фильму «Ямакаси» сложилось мнение, что паркур – это бег и прыжки по крышам. Ничего подобного. Конечно, паркур включает в себя бег и прыжки через большие пространства, но применение навыков паркура огромно и не ограничивается только крышами. Просто демонстрация паркура на большой высоте, на фоне видов города более эффектна, чем на уровне земли. Хотя команда «Ямакаси» действительно иногда тренируется на крышах – это скорее исключение из правил, к тому же обусловленное архитектурными особенностями европейских городов. Паркур – это хулиганство. Одно из заблуждений, обеспечивающее сложности на тренировках в общественных местах. Отголосок менталитета советского гражданина. Как правило, очень недовольны тренирующимися трэйсерами люди пожилого возраста. Возмущение мотивируется обычно тем, что трэйсеры перемещаются не так, как все «нормальные» люди: спуск по лестнице – прыжок сразу через десять ступенек. Для экономии времени – прыжок с четырех метров задним сальто, преодоление двухметрового забора и т.д. Некоторых это раздражает, хотя многим нравится наблюдать за подобными шоу. Смелость покоряет города Во всем мире развитие паркура идет очень быстрыми темпами. Эта дисциплина благодаря своей многогранности и эффектности стала пользоваться популярностью среди молодежи. Появляются объединения, занимающиеся развитием паркура, которыми организуются тренировки, создаются тренировочные системы и методики обучения, разрабатывается специализированная одежда и обувь. Почти в каждом европейском городе существует несколько паркур-команд. Во Франции паркур считается едва ли не национальным видом спорта. Ну а в России развивается еще быстрее, чем во Франции, во многом благодаря деятельности команды Tracers, которая сейчас является Российским представительством PAWA (Parkour WorldWide Association – организация, основанная Дэвидом Бэллем). В Казахстане паркур пока не достиг такой популярности, как у наших северных соседей, но уже есть команды в Алматы, Астане, Караганде и Павлодаре. Развитием паркура в Казахстане занимается алматинская команда FTF (Feel the Freedom), основанная в мае 2005 года. Начиналось все, как и у большинства команд в России, с просмотра фильмов «Ямакаси» и «13 район». Впечатленные мастерством трэйсеров молодые люди начали тренировки. Трудности заключались в отсутствии информации по методике изучения базовой техники и основных элементов, но прогресс не заставил себя ждать. | |
Просмотров: 2425 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |